22 декабря/4 января - день вмц. Анастаси́и Узорешительницы (ок. 304). Согласно житию Анастасия Узорешительница - дочь знатных жителей Рима Претекстата и Фаусты, была отдана матерью-христианкой на воспитание св. Хрисогону, к-рый укрепил ее в христ. вере. Святая Анастасия отличалась благородством, душевной и телесной красотой и кротостью. Отец ее, по имени Претекстат, был сенатором и исповедывал языческую веру. А мать её верила в Христа. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения одному достойному мужу, известному своею ученостью, а еще больше своим благочестием. Его звали Хрисогоном. Он был христианином, хорошо знал Божественное учение Христа и впоследствии стал мучеником. И стала она прилежно читать христианские книги, поучаясь в законе Господнем день и ночь, и утверждая свое сердце в любви к Богу. Анастасию считали мудрой и прекрасной девушкой. Между тем, отошла от жизни мать Анастасии, Фавста. Отец же святой против ее желания выдал её за некоего Помплия, происходившего также из сенаторского рода и исповедавшего еллинскую веру, и была Анастасия отведена в дом к жениху, верная к неверному, агница Христова к волку. Но Бог, к Которому возносились ее рыдания, перед Которым она молилась день и ночь, сохранил ее. Святая не лишилась своего девства, и нечистый муж не осквернил ее чистого тела. Анастасия притворилась, что у нее постоянная и неисцелимая женская болезнь, и говорила, что не может быть женою своему мужу. Иногда, муж насильно, борьбой, хотел добиться от нее удовлетворения своей похоти, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук, – и так осталась она непорочною девою. Часто, сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения и надев тайно нищенское рубище, Анастасия выходила из дому, неведомо для всех, кроме одной рабыни, которая неотлучно сопровождала её. С этой рабыней Анастасия обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них, посещала страждущих ради Христа. Она умывала заключенных, очищала их спутанные волосы, полные сора, отирала кровь их, обвязывала их раны, подавала каждому пищу и питье. Потом она возвращалась домой. В этих занятиях часто приходилось ей выходить из дому, и не скрылось это от её мужа. Он узнал, что Анастасия посещает узников, и ещё больше разгневался на неё, тем более что и прежде он был раздражён на святую за ее отказ вести с ним супружескую жизнь, и много ей за то досаждал. А о делах Анастасии он узнал от сопровождавшей её рабыни, эта женщина рассказала ему все. Жестоко избив Анастасию, беззаконный муж её заключил святую в отдельною комнату, приставив к ней стражу, так что она не могла выйти из комнаты. И скорбела духом святая, болело сердце Анастасии по учителю её святом Хрисогоне, что не видит она его. Уже два года святой Хрисогон претерпевал много мук, пребывая в темнице. Находясь на свободе, Анастасия часто приходила к нему. Теперь же, пребывая в заключении и под бдительным надзором, она не могла навещать своего учителя. Особенно стал притеснять Анастасию её муж, когда умер отец её Претекстат, всё значительное имение Претекстата перешло по наследству к Анастасии, как к единственной дочери, ибо у него не было больше ни детей, ни родственников. И тогда Помплий, воспользовавшись смертью своего тестя, из ненависти к Анастасии за ее несогласие к его плотским желаниям, замыслил уморить её, чтобы наследовать все её имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь со святою, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил её. Это известно из письма её, тайно написанного ею Хрисогону и посланного через одну старицу. Вот это письмо: «Мой отец был идолопоклонник; но мать моя Фавста жила всегда чистой христианскою жизнью. После ее кончины, я приняла на себя тяжкое иго супружества с язычником. Но, по милосердию ко мне Бога, я успешно уклонялась от ложа его, притворяясь больной. Муж же мой с идолопоклонниками растрачивает моё наследие, похваляясь богатством моим, как бы своим, а меня, как противницу его языческой веры, он томит в столь тяжком заключении, что мне ничего не остаётся, как только, предав дух Господу, упасть мёртвой. Конечно, я глубоко скорблю о том, что вижу, как все мои богатства расточаются руками людей нечестивых. Поэтому прошу тебя, помолись за меня». Вскоре Анастасии суждено было испытать от безжалостного нечестивого мужа своего новые смертельные обиды, и она опять написала святому Хрисогону письмо. Вот что было написано в нем: «Исповеднику Христову Хрисогону от Анастасии. Помяни меня и помолись за меня, чтобы Господь принял мою душу». Помплий - муж Анастасии вскоре был отправлен в Персию послом к персидскому царю. Отправляясь в путь, он должен был плыть по морю. Корабль, на котором он плыл, во время внезапной бури пошел ко дну и утонул. Так погиб этот окаянный человек. Святая же Анастасия, сохранив свое девство, как птица избавилась от сети ловца. Вместе со свободой своей она получила и всё наследство, оставшееся ей от родителей. В то время царь Диоклетиан направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Не мог слышать царь свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря, недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила и трех девиц – сестер Агапии, Хионии и Ирины. Этот пресвитер взял тело Хрисогона вместе с усеченною головою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома. Этот пресвитер, по истечении девяти дней, перешел к Господу, а святые девы Агапия, Хиония и Ирина были взяты и приведены на допрос к царю Диоклетиану. Долго увещевал он их принести жертву идолам, прибегая то к ласкам, то к угрозам, но не успел в том и, наконец, заключил их в темницу. Святая же Анастасия, посещая по обычаю своему заключенных, пришла к тем святым девам и утешала их. Между тем царю надо было, по государственным делам, отправиться в Македонию, поэтому святые девы были поручены мучителю Дулькицию, который их пытал и мучил, а затем передал их на истязание одному комиту, Сисинию. Он бросил святых Агапию и Хионию в огонь. А святую Ирину один из воинов Сисиния ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. Чистые тела их взяла святая Анастасия, обвила белыми плащаницами с ароматами. Потом Анастасия стала переходить из города в город и из страны в страну, святая везде служила христианам, содержимым в узах, доставляла на свои средства узникам пищу и питье, одежду и все необходимое и оказывала больным врачебную помощь. Она была отрадою для всех тяжко испытуемых и изнемогающих телом людей, и золотом покупала им облегчение от долговременных тяжких уз. Вот поэтому Анастасия и была названа Узорешительницей, так как своим тайным попечением она многим разрешила узы. Одним она принесла облегчение, других, врачуя собственными руками, она вылечила от неисцелимых ран, иных, бывших полумертвыми, оживила своим уходом. Будучи в Македонии Узорешительница Анастасия познакомилась с одной вдовой Феодотиею, которая была родом из страны Вифинской, из города Никеи. По смерти мужа она осталась с тремя младенцами-сыновьями и жила в Македонии. С течением времени о Феодотии узнали, что она христианка, и честная вдова была схвачена и приведена к царю на допрос. Когда она стояла на этом нечестивом судилище, один из окружавших царя, именем Левкадий, прельстился ее красотой, так как она была красива. Он просил царя не убивать Феодотию, но дать её ему, чтобы он мог на ней жениться. Царь согласился, надеясь, что муж скорее обратит ее в идолопоклонство. Левкадий взял Феодотию с детьми к себе в дом, и чего только ни делал и ни говорил, упрашивая её, увещевая, лаская и грозя, чтобы она отверглась Христа и стала его женою. Феодотия отвечала ему: — Если ты хлопочешь, чтобы я была твоей женой из-за того, что желаешь моих богатств и имений, – то я добровольно отдаю тебе всё, оставь же меня Христу. Если же ты желаешь меня из-за влечения к красоте моей и думаешь отвратить меня от моего Христа, то знай, что ты стремишься к невозможному. Ибо легче ты обратишь красоту мою в безобразие и жизнь в смерть, чем вынудишь у меня согласие на брак с тобою. В то время Левкадию нужно было сопровождать царя, который куда-то отправлялся. И он уехал, оставив Феодотию в своем доме, и долго не возвращался. И вот Диоклетиану снова доносят, что темницы по городам наполнены христианами, и что негде помещать других узников. Тогда нечестивый мучитель велел умертвить всех заключенных различными казнями, чтобы темницы, освободившись, могли вместить других христиан. Одни скончались от меча, других потопила вода, некоторых сожгли огненные печи, а других живыми приняли недра земли: глубокие рвы и ямы были наполнены людьми и засыпаны землею и камнями. Диоклетиан знавал родителей Анастасии и мужа ее, равно как и ее самое. Поняв, что она тратит на бедных христиан свое имение, полученное ею от родителей, он приказал привести святую к себе и, увидев ее, стал расспрашивать об ее состоянии, так как больше любил богатство, чем своих богов. Видя, как святая свободно говорит, царь потерял надежду одолеть ее словами и получить что-нибудь из богатств её. Он боялся вступать с нею в дальнейшую беседу, чтоб она не пристыдила его своими словами, и велел отвести ее к областеначальнику, сказав при этом: — Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной. Увидев, после долгого разговора, что святая непреклонна, областеначальник доложил об этом царю. Диоклетиан в великом гневе стал раздумывать, что бы сделать со святою Анастасиею. Кто-то из приближенных посоветовал царю передать её Ульпиану, жрецу Капитолийскому, чтобы он уговорил её отречься от Христа или принудил муками, или, если она не покорится, казнил бы её смертью, и если после неё останется какое имущество, взял бы его в Капитолии. Этот совет понравился царю, и он передал святую Анастасию Ульпиану, верховному жрецу всех богов. Ульпиан с честью привел ее к себе в дом, рассчитывая уловить ее скорее лестью, чем угрозами. После долгих ласковых уговоров он предложил ей на выбор противоположные предметы, заключавшие в себе всё великолепие мира и всевозможные орудия мучений, разместив всё это друг против друга: с одной стороны драгоценные камни, а с другой обоюдоострые ножи; здесь – золотые ложа, украшенные драгоценной хрустальной отделкой, а там – железные раскаленные одры, наполненные горящими углями; здесь – монисты, серьги, разные золотые и жемчужные уборы, а там оковы, вериги и железные узы. Здесь светлые зеркала и всевозможные женские наряды, а там железные гребни и рогатины, назначенные для того, чтобы рвать тело. С одной стороны драгоценные одеяния, с другой осколки и деревянные опилки, которыми мучители обыкновенно растравляли раны, нанесенные мученикам. К чему поступил так этот коварный и лукавый человек? К чему положил он против предметов роскоши – предметы истязаний и мук, против радующих – наводящие уныние и против ласкающих – предметы ужасные? Для того, чтобы одними прельстить или другими устранить. Но она ни на что не обращала внимания: не желала она ничего. Таким образом, с окаянным случилось то, что говорит пророк: «солга неправда себе» – и коварный жрец, не предчувствуя, устроил всё на свое посрамление и стыд; потому что Анастасия была равнодушна к роскоши, так что обнаружилась вся суетность коварного умысла языческого жреца и тщетность его лукавства. Когда он сказал святой: – «Выбери себе с обеих сторон то, что хочешь», – она, посмотрев на разложенные перед нею предметы роскоши и драгоценности, сказала: — Все это, диавол, твоё, с которым ты и будешь. Тогда Ульпиан приказал отвести святую Анастасию на три дня к знакомым ей женщинам, бывшим когда-то её соседками и подругами, чтобы они уговорили её вернуться к отеческим богам. Чего только ни делали те лукавые и нечестивые женщины! Каких советов, каких ласковых и приятных для женщин слов не нашептывали они Анастасии, напоминая ей о красоте и сладости мира! Но святая была как глухая. Верховный жрец Ульпиан, уязвленный её красотой, желал осквернить чистую голубицу. Однако, когда сей нечестивец хотел прикоснуться к ней, он вдруг ослеп, страшная боль сжала ему голову, и, как безумный, он вопил и взывал к своим богам, прося помощи. Он приказал нести себя в идольский храм, надеясь получить помощь от тех, кому служил, но, вместо помощи, получил большой вред, и вместо жизни – смерть, ибо он изверг свою злобную душу и переселился к своим богам – в ад. Выйдя оттуда, Анастасия отправилась к вышеупомянутой духовной сестре своей Феодотии, все еще пребывавшей в доме градоначальника Левкадия, и рассказала ей подробно обо всем. Вскоре после того возвратился и Левкадий из Вифинии. Он по-прежнему старался то ласками, то угрозами склонить Феодотью к двум беззакониям – поклониться его нечестивым богам и вступить с ним в постыдный и ненавистный для неё брак. Наконец, истощив все свои усилия и видя, что ни в чём успеть не может по причине пребывания здесь Анастасии, жестокий воспылал еще большим гневом: он сковал и предал Анастасию суду, а Феодотью с ее детьми послал связанной в Вифинию к анфипату Никитою, рассказав ему в письме все касающееся Феодотии. Когда Феодотия была приведена к этому проконсулу, то судья приказал тут же, при матери, бить её сына розгами до крови. После этого Феодотью отдали одному бесстыдному человеку, по имени Гиртак, чтобы тот осквернил её. Но едва тот, приблизясь хотел прикоснуться к ней, как увидел стоящего возле нее светлого юношу, который, грозно на него посмотрев, ударил его в лицо так сильно, что он был окровавлен. Это чудо ясно видел и анфипат, он обезумел ещё больше, приписывая это чарам волхвования. Он велел разжечь как можно жарче печь и бросить в неё мать с тремя детьми. И святая Феодотия скончалась в огне. В это время святая Анастасия содержалась в оковах у иллирийского игемона. Этот человек был корыстолюбив, и услышав, что Анастасия владеет большим богатством, велел тайно привести ее к себе и сказал ей: — Я знаю, что ты богата и имеешь много денег и имений. При этом ты держишься веры христианской, чего и сама не скрываешь. Исполни же заповедь своего Христа. Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими. Уступи мне богатство твоё и сделай меня наследником твоего имения. Сделав так, ты получишь двойную выгоду: исполнишь заповедь Христа и, освободившись из наших рук, будешь безбоязненно служить своему Богу. Анастасия ответила на это: Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что дают нищим? Если я увижу тебя алчущим и жаждущим, нагим и больным и брошенным в темницу, тогда да. Но что тебе ещё, утопающему в роскоши и живущему в сладостях. Пищу нищих? Разгневался игемон на эти слова и в ярости повелел заключить святую в мрачную темницу и морить ее тридцать дней голодом. Но она питалась надеждою своею – Христом Господом. По истечении этих тридцати дней, игемон осудил Анастасию на смерть вместе с другими приговоренными к казни. Всех их определено было потопить в море. Среди приговоренных был один благочестивый муж, именем Евтихиан, лишенный ради Христа всего своего имения, он осужден был на ту же смерть. И вот их всех посадили на корабль и отплыли с ними в море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку, нарочно для того приготовленную, и поплыли к берегу. И когда корабль уже должен был погрузиться, внезапно находящиеся на нём увидели святую мученицу Феодотию, управляющую парусами и ведущую корабль к берегу, которого он вскоре и достиг. Все осужденные, видя своё спасение от потопления, изумились и, припав к ногам двух христиан Евтихиана и Анастасии, умоляли просветить их верою Христовою. Всех душ, спасшихся от потопления и уверовавших во Христа, было сто двадцать. Игемон, вскоре узнав об этом, разгневался и издал приказ схватить их и казнить, а мученицу Анастасию растянуть между четырьмя столбами и сжечь. Так Узорешительница совершила страдальческий свой подвиг разрешилась от уз плоти и отошла ко Господу.